ОРКЕСТРЫ ЯЗЫКОВСКОЙ ФАБРИКИ

ОРКЕСТРЫ ЯЗЫКОВСКОЙ ФАБРИКИ
1900-1914 годы
Оркестры занимали заметное место в музыкальной и концертной жизни Симбирска. Оркестры М.Ф. Степанова, симфонический и народный, «хор балалаечников и мандолинистов» были выдающимся явлением.
Владелец Языковской суконной фабрики Михаил Федорович Степанов по просьбе своей жены, оперной певицы Наталии Осиповны Степановой-Шевченко, решил создать духовой оркестр из детей рабочих своей фабрики. Был закуплен комплект духовых инструментов, набрано 65 подростков, наняты профессиональные музыканты для обучения детей игре. Прибыл постоянный капельмейстер – профессор Московской консерватории М.Е. Зельдин (отец народного артиста Советского Союза Владимира Зельдина). При нем заниматься музыкой стали ежедневно, причем время музыкальных занятий считалось как рабочее время.
Капельмейстер Михаил Евгеньевич Зельдин – уроженец Москвы, и музыкальное образование получил в Московкой консерватории. Затем М.Е. Зельдин занимал место военного капельмейстера, а спустя некоторое время, после конкурса, был приглашен в число артистов Придворного оркестра. Не удовлетворившись этой деятельностью, Михаил Евгеньевич принял снова место военного капельмейстера, пока, наконец, не был приглашен капельмейстером оркестровой капеллы М.Ф. Степанова. Имея абсолютный слух, Михаил Евгеньевич замечал малейшую фальшь, и плохо приходилось тому, кто по каким-то причинам не смог сыграть ту или иную музыкальную фразу. А за пропуск занятий могли оштрафовать. Несмотря на большие успехи оркестра, М.Е. Зельдин все равно был неудовлетворен своей деятельностью и вернулся в Москву. Вместо него руководителем оркестра был приглашен С.А. Логинов, который организовал еще и оркестр балалаечников. Вскоре оба оркестра выступили в Симбирске и имели большой успех. Но С.А. Логинов был отозван в оркестр Петербургского императорского театра, после чего духовой оркестр в Языкове стал распадаться. Обеспокоенный этим,
М.Ф. Степанов уговорил М.Е. Зельдина вернуться в оркестр.
1910-1914 годы – время наибольшего расцвета коллектива. В его составе насчитывалось 70 музыкантов, играющих сложные классические музыкальные произведения. Степанов не жалел денежных средств для оркестра. Так, им был приобретен комплект инструментов фабрики музыкального мастера Ф. Червенаго в Киеве, стоивший громадных денег. Иметь в оркестре инструменты одной фабрики было весьма важно, так как от этого выигрывала звучность, тембр и правильный строй оркестра. Таким образом, оркестровая капелла Степанова приобрела то, чего достигают аналогичные оркестры Европы многими годами упорного труда. «{…} Оркестр Степанова надо причислить к учреждениям, задающимся серьезными целями, к оркестрам, у которых на первом плане искусство, а не любительская забава. И следует только посмотреть, с каким благоговением, вниманием и тщательностью относятся к своему делу оркестранты, сегодня приглаженные, чистенькие, а вчера еще стоявшие за ткацким станком, обдаваемые чёрной пылью и зловонными парами фабричных машин {…}», — таковы были отзывы в симбирской прессе.
В личном фонде краеведа М.С. Сударева сохранились фотографии оркестров и программы – проспекты их концертов.
Фонд Р-4417 (личный фонд М.С. Сударева)
опись 1, дела 193,194,197,198